Опыт работы руководителя физического воспитания Яценко Светланы Леонидовны
Ссылка на материалы опыта:https://drive.google.com/drive/folders/1lR_RvjwkU626gKYZK0GrnpZWhb0tiEK6?usp=drive_link
ОГОНЬ – ДРУГ, ОГОНЬ – ВРАГ
Физкультурный досуг по формированию навыков пожарной безопасности для воспитанников старшей группы
Яценко Светлана Леонидовна,
руководитель физического воспитания
первой квалификационной категории
ГУО «Детский сад №6 г. Калинковичи»
Цель: закрепить представления детей о профессии спасателей-пожарных, правилах пожарной безопасности;
Программные задачи: расширять диапазон адаптационных возможностей функциональных систем в процессе увеличения объема, интенсивности и разнообразия физических нагрузок;
целенаправленно формировать физические качества;
совершенствовать умение переносить накопленный двигательный опыт в самостоятельную и игровую деятельность.
Материал и оборудование: 2 телефона, кегли – 6шт., игрушки – 12 шт., 6 обручей, 2 огнетушителя, 2 каски пожарного, 12 платков, 2 гимнастичеких коврика, мешочки с песком – 12 шт., 2 конуса.
Предварительная работа: разучивание правил подвижных игр, эстафет.
Чтение стихотворений, пословиц о противопожарной безопасности.
Беседа о профессии «Пожарный», поведении при пожаре.
Рассматривание иллюстраций где изображены люди разных профессий, имеющие отношение к службам спасения.
Чтение художественных произведений:
«Пожар», «Пожарные собаки» Л. Толстой;
«Кошкин дом», «Пожар» С.Я. Маршак;
Рассматривание иллюстраций к ним.
Методы и приемы.
-
Наглядные: показ, имитация, зрительные ориентиры.
-
Словестные: вопросы к детям, распоряжения, анализ действий.
-
Практические: проведение упражнений в игровой и соревновательной форме.
Место проведения: физкультурный зал.
Ход досуга
Дети под музыку входят в зал.
Ведущий: - Я рада приветствовать вас в нашем зале. Сегодня мы собрались с вами не случайно. На земле много профессий, но есть важная – предупреждать и тушить пожар. Очень давно люди научились добывать огонь. И сегодня без огня не обойтись, он согревает и кормит нас. Но когда люди забывают об осторожном обращении с огнём, он становится смертельно опасным. Возникает пожар. Пожар не случайность, а результат неправильного поведения детей и взрослых. Когда случается пожар, мы обращаемся к тем, кто своей профессией избрал борьбу с огнём. Сегодня у нас физкультурный досуг, посвященный людям героической профессии – пожарным-спасателям.
Ведущий: - Предлагаю проверить, готовы ли вы стать помощниками для пожарных. Я буду задавать вам вопросы, а вы будете отвечать:
- Как вы думаете, для чего нужны пожарные?
(тушить пожары, спасать людей, животных).
- Скажите, любой ли человек может стать пожарным?
(чтобы стать пожарным нужно пройти специальное обучение, подготовку)
- Какой номер телефона нужно набрать в случае пожара? (101)
- Какие огнеопасные предметы вы знаете? (Спички, зажигалки, бензин, керосин, газовая плита, колонка, электроприборы.)
- Чем можно затушить возгорание? (Водой, одеялом, песком, снегом, огнетушителем.)
Ведущий: - Все собрались?
Все здоровы?
Бегать и играть готовы?
Ну, тогда подтянитесь,
Не зевайте, не ленитесь,
На разминку становитесь!
Разминка «Ручки, ручки»
-
Конкурс «Кто быстрее»
Бег, ходьба врассыпную, по сигналу воспитанники строятся в две колонны.
Ведущий: - Если вьется пламя –
Дым стоит столбом,
«101» мы набираем –
И спасателей-пожарных зовем.
-
Эстафета «Телефон спасения 101»
Участники поочередно должны подбежать к телефону, набрать номер «101» и сообщить о пожаре, правильно и четко называя свою фамилию, адрес и что горит.
-
Эстафета «Спаси друзей»
Дети стоят друг за другом в колоннах. По команде «Раз, два, три – скорее друга спасти помоги» первый ребёнок с пролазит в обруч, пробегает «змейкой» – забирает игрушку. Затем возвращается к своей команде и передает эстафету.
Ведущий: - Молодцы, справились с заданием.
Чтобы пожаров избежать, нужно много детям знать.
4. Игра «Топаем, хлопаем»
Если дети поступают правильно – хлопают, если неправильно – топают.
-Знают все мои друзья, что с огнем играть нельзя! (хлопают)
-Спички весело горят, буду с ними я играть. (топают)
-Коля убежал за дом, там играет он с костром. (топают)
-Он опасен, Лена знает, утюг больше не включает. (хлопают)
-Таня с Ниною играют, на печи газ зажигают. (топают)
-Клим увидел: дом горит, мальчик «101» звонит. (хлопают).
Ведущий: - Вы очень здорово справляетесь с заданияи. А сейчас – следующая эстафета.
5. Эстафета «Потуши костер»
На финише в обруче - «горящий костёр». Детям по очереди нужно будет подбежать к первому обручу, впрыгнуть в него, взять мешочек с песком, который лежит справа от обруча, прицелиться и попасть мешочком в цель – в костер (второй обруч).
Ведущий: - Все мы силы приложили,
И пожар мы потушили.
Было трудно, тяжело,
Но умение и ловкость
Нас от бедствия спасло.
6. Игра «Огонь-костер-искорки»
Дети стоят в кругу. На сигналы: «костер» - сжимаются в тесный круг и расходятся обратно, «огонь» - поднимают руки вверх, «искорки» - приседают.
Ведущий: - А сейчас время немного отдохнуть и ответить на вопросы.
7. Конкурс «Вопрос - ответ»
- Как потушить горящую одежду на человеке?
(можно накрыть плотной тканью или одеялом, голова должна быть оставлена открытой)
- Почему пожарная машина красного цвета?
(красный цвет – яркий и напоминает огонь; чтобы она была заметна на дороге; чтобы ей уступали дорогу)
- Почему нельзя при пожаре открывать окна и двери?
(Много воздуха – больше огня)
- Если вы увидели, что горит старая трава?
(если увидел пожар, необходимо сразу сообщить взрослым и звать на помощь)
- Если комната наполнена густым дымом, что вы будете делать?
(закрыть нос и рот влажным платком или салфеткой и ползком продвигаться к выходу)
Ведущий: - Под кроватью не прячься – учти
Что от огня просто так не уйти.
Не оставайся в квартире огнем,
А выбирайся доступным путем:
Мокрым шарфом нос и рот завяжи,
К двери входной через дым поспеши!
Вот сейчас мы это и проверим на практике.
8. Эстафета «Преодолей зону задымления»
По сигналу первый участник команды выполняет движение до ориентира, начинает «гусиным шагом», потом ползком по гимнастическому коврику, при этом закрыв нос и рот платком. Обратно бегом.
Ведущий: - Есть у нас огнетушитель
Самый главный наш спаситель.
Черно-красный небольшой
Со спасительной трубой.
Если вдруг огонь случится
Он на помощь нам примчится.
Быстро вы чеку сорвите
И на ручку надавите.
И волшебная струя
Вмиг спасет вас от огня.
8. Эстафета «Передай огнетушитель»
По сигналу первый участник команды надевает пожарную каску и бежит с огнетушителем в руках, оббегает ориентир, передаёт эстафету следующему воспитаннику.
Ведущий: - Молодцы, команды!
Теперь вы поняли друзья,
Что с огнем играть нельзя.
Все умнее будьте,
Правил этих не забудьте!
Дорогие ребята, сегодня мы с вами еще раз вспомнили правила пожарной безопасности и показали, какие вы все ловкие, быстрые, выносливые. Будьте внимательны, не создавайте опасных ситуаций дома и на улице, думайте о безопасности.
Под весёлую музыку участники соревнований уходят в свои группы.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:
- Брухан Л.Д., Формирование у воспитанников навыков пожарной безопасности: пособие для педагогов учреждений дошкольного образования / под ред. Л. Д. Брухан. – Мозырь: Белый Ветер, 2014. – 69 с.,
- Учебная программа дошкольного образования (для учреждений дошкольного образования с русским языком обучения и образования) / Министерство образования Республики Беларусь. — Минск : Нац. ин-т образования, 2023. — 380 с.
- Шебеко, В.Н. Физическая культура детей от пяти до шести лет: учеб.-метод. пособие для педагогов учреждений дошк. образования / В.Н. Шебеко. – Мозырь: Выснова, 2016, 2017, 2018. – 216 с.