Новости проекта
С Новым годом и Рождеством!
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

Об организации образовательного процесса в специальной группе для детей с тяжелыми нарушениями речи

Дата: 25 октября 2024 в 14:24
Автор: Духота Е. Л.

 Эффективность коррекционно-воспитательной работы в специальной группе для детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) определяется четкой организацией жизни детей в период их пребывания в дошкольном учреждении, правильным распределением нагрузки в течение дня и преемственностью в работе учителя-дефектолога и воспитателей. 

     Основной задачей такой группы является коррекция общего недоразвития речи у детей. Координатором коррекционной  работы выступает учитель-дефектолог, так как он способен глубже увидеть динамику коррекционных процессов, лучше знает особенности детей с речевыми нарушениями. Воспитатели являются помощниками учителя-дефектолога в исправлении речевых и сопутствующих им нарушений. Это их главная и специфическая функция.

     В специальной  группе для детей с ТНР осуществляется совместное планирование работы учителя-дефектолога и воспитателей, что позволяет более успешно решать коррекционные и воспитательно-образовательные задачи. В основе планирования используется программа «Воспитание и обучение детей с тяжелыми нарушениями речи» Ю.Н. Кислякова, Л.Н. Мороз. При   планировании

всех занятий используется лексико-грамматический подход (например,  лексические темы «Осень», «Посуда», «Мебель» и т.д.).

     Учителем-дефектологом проводятся занятия по образовательным областям (развитие речи; обучение грамоте) и коррекционно-развивающие занятия (формирование лексико-грамматических средств языка и развитие связной речи; формирование произносительной стороны речи). Воспитателями проводятся занятия по всем остальным образовательным областям. Система коррекционно-образовательного процесса предусматривает индивидуальную, подгрупповую и фронтальную форму проведения занятий, а также самостоятельную деятельность ребенка в специально организованной пространственно-речевой среде.

     Образовательный процесс осуществляется круглогодично. Устанавливаются также каникулы. Общая их продолжительность составляет сто десять дней: летние – девяносто календарных дней, зимние – десять календарных дней, весенние – десять дней. В период каникул проводится только физкультурно-оздоровительная и художественно-эстетическая работа с воспитанниками. Основными формами организации образовательного процесса являются игра, занятие.

     Ежедневное количество занятий, их продолжительность и последовательность определяются расписанием занятий, которое составляется с учетом требований санитарных норм, правил и гигиенических нормативов. Расписание занятий утверждается руководителем учреждения дошкольного образования.
Проведение занятий в специальной группе осуществляется преимущественно в первую половину дня. Во вторую половину дня могут проводиться индивидуальные и групповые занятия по интересам, занятия физической культурой и музыкальные занятия, творческие и подвижные игры, экскурсии, тематические праздники.

Организация коррекционно-развивающей среды.

     При организации коррекционно-развивающей среды в специальной группе для детей с ТНР создана комфортная обстановка для стимуляции речевого развития детей. В группе оборудована речевая зона: логопедический столик с зеркалом; наглядно-иллюстративный материал по лексическим темам, по основным фонетическим группам, сюжетные картинки для развития связной речи, пособия для развития речевого дыхания, материал для развития мелкой моторики, зрительной памяти и фонематического слуха. 

     Для проведения учителями-дефектологами коррекционно-развивающих занятий в учреждении созданы отдельные специально оборудованные помещения. Соблюдаются санитарно-гигиенические требования к оборудованию и содержанию кабинета. Они оснащены необходимым наглядным и раздаточным материалом для организации индивидуальной  и групповой работы.  Помещения эстетически оформлены и оборудованы функциональными зонами. Постоянно пополняется картотека игровых и дидактических пособий.

Кто осуществляет образовательный процесс в группе для детей с ТНР?

В данной группе деятельность каждого специалиста имеет свою специфику.

Учитель-   дефектолог

Проводит углубленное обследование детей с нарушениями речи и определяет план коррекционно – развивающей работы с каждым ребенком. Реализует его, прослеживает динамику развития воспитанников. Ведет систематическую работу с родителями, вовлекая их в решение коррекционно – образовательных задач обучения и воспитания детей.

Воспитатели группы ТНР

Планируют и проводят образовательную и оздоровительную работу на основе изучения индивидуальных особенностей, способностей и склонностей детей. Оказывают консультационную помощь родителям.

Помощник воспитателя

Участвует в организации жизнедеятельности детей, осуществляет за ними уход в течение всего времени пребывания в дошкольном учреждении, помогает организовать прогулку под руководством воспитателя, учителя–дефектолога, оказывает помощь детям на занятии в случае, когда их самостоятельная деятельность ограничена по состоянию здоровья.

Педагог- психолог

Ведет просветительскую и консультационную работу среди родителей, оказывает психологическую помощь семьям воспитанников, способствует поддержанию благоприятного психологического климата в группах и коллективе дошкольного учреждения, проводит коррекционно-развивающие занятия с детьми: с нарушениями в эмоциональной сфере; испытывающими трудности в общении, гипердинамичными детьми.

Музыкальный руководитель

Организует разные виды деятельности: музыкально-дидактические игры, музыкально-ритмические движения, задания на ориентировку в пространстве, упражнения на различение музыкальных звуков по высоте, игры на музыкальных инструментах.

Руководитель физического воспитания

Приобщает детей к здоровому образу жизни, проводит коррекционную работу, направленную на нормализацию дыхания, укрепление моторики, развитие зрительно – моторной координации. Оказывает консультационную помощь родителям.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.